Шляпки и цветы. Интервью с Ириной Белопуховой, часть 2

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Шляпки и цветы. Интервью с Ириной Белопуховой, часть 2

hat_1Продолжаю публиковать интервью с замечательным и известным художником-модельером и шляпным кутюрье Ириной Белопуховой. Мы говорим про шляпки и цветы, их историю и современность. Первую часть интервью можно прочитать здесь.

— Мы подошли к интересной теме. Из каких материалов чаще всего делались и делаются сейчас летние шляпки, которые так хорошо сочетаются с цветами из ткани?

— Конечно в первую очередь — это солома. Мы все знаем знаменитый водевиль, мюзикл, который называется «Соломенная шляпка». Очень популярный у нас. И именно из-за этого водевиля мы знаем, как они были дороги — эти шляпы. И как они были редки. Потому, что за соломенной шляпой определенного стиля охотится главный герой. Вы помните, что когда девушка была на свидании, то шляпу съела лошадь и красавица не могла вернуться домой к мужу без головного убора. Поэтому нужно было срочно найти точно такую же, и это оказалось огромной проблемой. Т. е. красивая соломенная шляпа, украшенная цветами (в том случае, она была украшена маками). Было невероятно трудно такую же найти, их оказалось всего две на целый район. И одна из них оказалась у очень богатой дамы — у графини. В общем, все перипетии этого мюзикла Вы прекрасно знаете, а мы из него узнаем насколько это был дорогой, важный и серьезный предмет туалета дамы.

— Каким образом делались соломенные шляпки? hat_2

— Сначала из соломки плелись косички, которые называются стронги (на западе). Косички плелись самых разных видов. Косичка могла быть самая простая, она могла плестись из четырех или пяти соломинок. Косички плелись плотно, а затем они сострачивались по кругу, начиная с макушки. Так сострачивалась форма шляпы. По спирали косички пришивались одна к другой, и таким образом можно было собрать шляпу достаточно большую, с большими полями.

Были и другие соломенные шляпы, которые плелись другим образом — переплетением такого же типа, каким плетутся корзинки, только переплетение для шляпок было ажурным, красивым, и значительно более тонким. Панамские панамы, которые нам сейчас известны, как тряпичные, на самом деле раньше плелись именно таким образом, как корзинка. Солома для шляп готовилась самая тончайшая. Там использовалась и рисовая соломка, и соломка других злаков. Их специальное время вымачивали, специальное время готовили. Это был такой длительный, серьезный процесс. Во Франции есть местность под названием Кассад (Caussade), это на юге Франции. Там существовали фабрики по производству этих шляп.

— А что же сейчас?

Самое интересное, что и на сегодняшний день существуют эти фабрики (им по 150 — 200 лет) в поселке Кассад, где существовали большие поля, на которых выращивали злаки. Именно там возник центр изготовления соломенных шляпок. Этот поселок существует по сей день, но мало того — существует шляпное производство. И люди на этих фабриках работают на оборудовании, которому по 150 лет.

Конечно, нельзя сказать, что сейчас это находится в большом расцвете, тем не менее, каждый год в городе Кассат происходит фестиваль шляп, на который съезжаются художники со всего мира. И происходит очень большой конкурс. Я там еще не была, но были многие наши русские художники, которые рассказывают, как это интересно, как здорово все сделано. Жители города принимают художников, которые останавливаются у них. На главной площади города ставится большое количество стендов, палаток, где выставляются самые лучшие художники. Например, в прошлом году там выставлялся художник, который делает свои шляпы для театра Гранд-Опера.

И Франция, будучи всегда законодательницей мод, продолжает эти традиции. Фестиваль в городе Кассат очень интересный и я собираюсь туда поехать.

— Где еще, кроме Франции, производились шляпы из соломки?

— Естественно, в южных странах, там, где были поля, — это Италия, Франция, Испания. Там же существовали и производства шляп.

sally_swatland_s1010_sandpipers

Естественно, мы знаем о Флорентийской соломке, знаем об итальянской соломке. Существуют итальянские фирмы, которые дожили до наших времен. Фирмы, которые занимались шляпами несколько поколений. И они эти традиции хранят. Я знаю одну из таких фирм, которая называется Марци. Это семейный бизнес, в котором шляпный бизнес, насколько я сейчас знаю, даже не ведущий бизнес в семье, они занимаются и другими, возможно более прибыльными, объемными бизнесами, но они не бросают шляпное дело. Они сохраняют старых мастеров. И фирма Марци делает совершенно удивительные шляпы из соломки и к ним создают очень красивые цветы.

irina_belopukhova_hats_02Кроме соломки существует еще один материал, который в последнее время вошел в моду. Я его знаю лет 20. Он наверняка существовал и раньше. Это материал, который называется синоме. Он делается так же, как делаются ткани, т. е. ткется, есть уток и долевая, как принято при ткачестве, выпускается он полотном, из которого потом шьются шляпы определенным образом. Это большое мастерство и есть много нюансов в работе с этим красивым материалом.

— Что же такое — синаме?

— Это жилочки из листьев пальм, которые определенным образом высушены и переплетены в тканевую основу. Они бывают более плотными, или более тонкими, легкими. Очень много не совсем качественного синаме (оно легкое и ломкое), мы все хорошо его знаем — оно используется для упаковки цветов. А вот более качественное синоме, пластичное, легкое, не ломкое — идет на изготовление материала, из которого потом делаются роскошные коллекции шляп. Шляпы из синоме совершенно невесомые, очень красивые и полупрозрачные.

irina_belopukhova_hats_01Я не могу сказать, чтобы они как-то особо спасали от солнца. Они скорее имеют декоративную роль, а их легкость и воздушность, создает совершенно волшебное ощущение от этих шляп. Я очень люблю работать с синоме. И у меня есть такие коллекции, их можно увидеть на моем сайте.

Много шляп из синоме делается летом для скачек в Аскоте. Много шляп есть у английской королевы и у других королевских домов.

— Какие еще виды шляп украшаются цветами?

— Итак, есть соломенные шляпы, но есть и другие виды летних шляп, которые украшаются цветами. Это, например, каркасные шляпы. Их делают гораздо меньше, но некоторые художники тоже делают. Что это такое? Создается каркас из проволоки, или каких-то других, более современных и легких материалов, который потом обтягивается тканью. Или тонкой или не очень тонкой — это может быть и шифон и бархат. Надо сказать, что каркасные шляпы, на мой взгляд, самые сложные в изготовлении. Потому, что в каркасной шляпе используется масса материалов, внутренность этой шляпы делается из проволоки, проволока определенным образом переплетается. Это очень старая технология. Я изучала эту технологию, у меня есть старинная книга, которая была издана еще в 19 веке, по изготовлению такого рода шляп. Сейчас не так много таких шляп, достаточно много таких шляп делаются для кино, для спектаклей, но иногда делаются и для жизни. У меня есть одна каркасная шляпа, которая постоянно присутствует в моих коллекциях, но никто не догадывается, что это именно каркас. Она выглядит, как шляпа выполненная просто из велюра, однако внутри каркас сделан таким образом, что шляпа невесомая, очень хорошо сидит на голове, очень пластичная, очень упругая и вместе с тем мягкая. Это большое искусство, сейчас это мало кто делает.

Итак, какие именно шляпы украшались цветами?

Естественно, те шляпы, которые носили летом. Зимние шляпы тоже украшались, но эти цветы не были такими изящными, такими выразительными. В зимних шляпах тоже можно найти цветы, но это цветы, сделанные из плотных материалов, это бархат, кожа, мех.
Но самая роскошь, самая прелесть, конечно встречается летом.irina_belopukhova_hats_03

— Почему именно цветы?

— На самом деле украшений для шляп не так уж и много. Если взять основные мотивы украшения и гарнировки шляп — это банты и цветы. И тем сложнее художнику, когда он в принципе ограничен в способах декорирования шляп, придумать сотый и тысячный вид банта и сотый и тысячный вид цветов или ветки цветов. Ну, что делать. По своей сложности задача является более интересной. Когда, делая шляпу и делая цветы для этой шляпы, художник решает не только вопросы мастерства — как это сделать, не только цвета и колорита, но и то, как сделать так, чтобы шляпа была новой, чтобы цветок был новый. Чтобы такого цветка раньше не было, чтобы он индивидуальный, он был индивидуальный и твой, и вместе с тем, чтобы эту шляпу надели.

irina_belopukhova_hats_04Кстати, самая большая проблема в изготовлении головных уборов для меня, например, и я думаю для любого другого художника, который является модельером, а не просто модисткой (человеком который исполняет шляпы). Там разные задачи. Для исполнителя шляп задача — это аккуратность, это точность и масса других тонкостей мастерства. Для художника по шляпам задача более сложная, задача заключается в том, чтобы придумать нечто новое. Придумать новое художнику просто. Если человек обладает хорошей фантазией, если человек обладает талантом и хорошо знает стили, хорошо ощущает формы, структуры и колорит — придумать новую шляпу, принципиально новую, которой еще не было — практически несложно. Но, крайне сложно сделать так, чтобы эту шляпу потом носили.

Дело в том, что мода, несмотря на свое разнообразие и якобы свободу, очень консервативная.

rubens

Особенно она консервативна по отношению к тому, что мы носим на голове. Придумать более фантазийную сумку и ввести это в моду, предложить рынку так, чтобы эти сумки носились, проще, чем придумать фантазийную шляпу. Сумка носится где-то на уровне колена, когда мы опускаем руку, а шляпа очень близка к лицу, близка к глазам, шляпу замечают во много раз быстрее, чем любой другой аксессуар, поэтому существует инерция в восприятии каких-то новых форм для шляп.

VKFacebookTwitterPinterestOdnoklassnikiShare