Архивы

Шляпки и цветы. Интервью с Ириной Белопуховой, часть 1

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Шляпки и цветы. Интервью с Ириной Белопуховой, часть 1

selfport

Для того, чтобы быть хорошим мастером по созданию цветов, на мой взгляд, необходимо знать не только секреты мастерства, но и историю вопроса. Поэтому я попросила Ирину Белопухову – художника модельера, известного мастера по созданию шляп, члена сообщества Русских Художников Парижа, раскрыть нам историю использования шелковых цветов в украшении шляп.

Ирина — Добрый день дорогие ученики школы. Сегодня хочу поговорить о шляпах. О шляпах с цветами. И в первую очередь, мы конечно будем говорить о соломенных шляпах.

— Когда впервые в моду вошла соломенная шляпка?

Очень сложно сказать. Наверное тогда, когда началось культурное земледелие и, когда люди начали выращивать всевозможные злаки, они заметили, что солома является очень хорошим, легким материалом. И начали плести из нее головные уборы и другие предметы быта.

Мы можем судить о том, что соломенные шляпы появляются на картинах художников и эпохи возрождения и средних веков. Мы можем увидеть, что какие-то головные уборы сделанные из соломы могут появляться и раньше и можно увидеть что-то и в Древней Греции и в других культурах и эпохах.

Но, нас будет интересовать не сам головной убор – соломенная шляпка, как таковой. Нас будет интересовать, когда же на этот головной убор начали прикреплять цветы.

hat2А это произошло тогда, когда из головного убора, который нес утилитарное значение, и использовался лишь для того, чтобы закрывать голову от солнца, этот головной убор превратился в предмет моды высшего класса. Поскольку те шляпы о которых мы сейчас говорим и те шляпы, которые мы сейчас носим, или не носим, или хотим носить – это шляпы которые имеют отношение к моде правящих классов, а не к моде народной.

И это случилось в 18 веке, я об этом расскажу чуть позже. А для начала я хочу остановиться на очень интересном использовании соломенной шляпы в эпоху Возрождения.

В эпоху Возрождения были такие шляпы, которые имели только поля. И довольно большие, обширные, широкие, и не имели тульи. Т.е. там где были волосы шляпы не существовало, там была дырка и оттуда, из тульи (которой не существовало) доставались волосы и распределялись по широким полям.

— И зачем это было нужно?

Венецианка
Национальная галерея искусств (Вашингтон): Тициан — Портрет леди

Дамы садились на солнце, это были именно аристократки, которые следили за своей внешностью, которые следили за модой. Дамы садились на солнце и, распределив свои волосы по верху широких полей соломенной шляпы, сидели часами под солнцем и таким образом их выбеляли. Поскольку не существовало тогда красок для волос, не существовало красок, которые могли обесцвечивать волосы, а блондинки ценились во все времена, особенно в странах, где в основном женщины были – брюнетки. Таких, как Италия, например. И вот для того, чтобы приобрести более светлый цвет волос, а может быть даже дойти до какого-то подобия состояния блондинки, женщины мучились сидя на солнцепеке в соломенных шляпах, прикрывая полями только лицо, и выбеляли свои волосы разложив их по полям.

Лицо обязательно прикрывалось. Потому, что лицо женское должно быть белое, белоснежное. И загар в моде никогда не был и загар всегда считался прерогативой низших слоев общества. Поэтому шляпы с полями аристократки носили, и не только соломенные, а вообще разные летние легкие шляпы, предохраняющие от солнца.  Шляпы носили всегда. И это очень важная функция шляпы, т.к. лицо у аристократки должно быть белое, нежное и только тогда женщина могла называться красивой. Мы все знаем, что моду на загар ввела Шанель в начале двадцатого века, но это уже совсем другая история.

Итак, Венецианки выбеливали свои красивые волосы, разложив по широким полям соломенных шляп свои кудри. И мы видим на картинах Тициана знаменитых тициановских красавиц, пышных, белокожих и с волнистыми светлыми волосами. Что абсолютно не похоже на итальянок, и наверное эти красавицы именно так и выбеливали свои волосы, используя соломенные шляпы.

В настоящую моду, в моду слоев высшего общества, соломенные шляпы вошли в 18 веке. Именно в это время, в эпоху Рококо. Это эпоха, которая шла сразу после эпохи Барокко. Эпоха Рококо это очень красивый, легкий, воздушный стиль, в отличие от тяжелого стиля Барокко. Можно посмотреть этих дам на картинах художника Буше. Посмотреть и увидеть группки аристократических людей, которые вышли на природу, которые бывают на пикниках, которые приходят купаться на природу. Дело в том, что в это время вошла в моду философия Руссо. Который провозглашал возврат к природе. Это, наверное был первый экологический стиль, первые философские и мировоззренческие призывы к возврату от городской цивилизации к природе. И тогда в моду вошли пасторальные образы, образы пастушка и пастушки.

Bushe_Pastoral

Пастушки и пастушки эти были абсолютно кукольные и очень такие в образах. Они были маленькие, тоненькие, чистенькие. Именно таких пастухов и пастушек копировали аристократки. Вы можете увидеть эти образы в фарфоровых статуэтках 18 века, в которых копируются такого рода пастушки и пастушки. Это могут быть, как настоящие молодые крестьяне и крестьянки, либо уже аристократы, которые одеты под такого пастушка и пастушку.

rokoko_3Оставались длинные широкие юбки, оставались корсеты, оставалось обилие кружев, дорогие материалы которые использовались в костюме. Но при этом, одевался фартушек, могли одеваться шейные косынки, оставались пышные прически с локонами, и даже с большими париками, но при этом одевалась соломенная шляпка – или маленькая, или достаточно большая, на которой в изобилии использовались цветы. Потому, что в этом костюме использовали самые лучшие дорогие материалы, и поскольку это была аристократия, то цветы там делались вручную, очень красивыми и достаточно дорогими. Вот таки шляпы в 18 веке были на пике моды.

И далее с этого времени, с эпохи Рококо, по сегодняшний день, соломенная шляпа, очень прочно занимала свое место в модном образе, периодически отходя в сторону, или выходя на пик моды.

Хотя с 18 века до середины 20 века, т.е. до того времени, когда в моду вошел загар, женщина, которая следила за своей внешностью, которая следила за тем, чтобы ее лицо было белым, и самое главное, чтобы кожа лица не старилась (т.к. солнце невероятно старит кожу лица), все таки без шляпы с большими полями, дама не выходила на улицу.

Можно проследить, как менялась форма этих полей.

В 18 веке – это были просто большие поля.

ampir_2В начале 19 века, когда появился стиль Ампир – это были капоры. Поля сзади срезались, а впереди поля становились все больше и больше, и шляпа превращалась в форму, которая нам известна, как капор. И даже название такое было – шляпа кибитка, т.к. она напоминала собой мини-экипаж с закрытым верхом, которые в то время ездили по дорогам.

Дама всегда прикрывала лицо полями. Я так много об этом говорю, потому, что я очень жалею о том, что эта традиция ушла. И она осталась только на пляжах. И чуть-чуть иногда возвращается в наши города. Но об этом я тоже поговорю отдельно, о том, что происходит, сейчас в моде. Но, а так, на протяжении многих лет, немыслимо было, чтобы дама вышла на улицу без шляпки с широкими полями.

Продолжение о том, как и из чего делались шляпки…

Получить подробный видео-урок по созданию летней шляпки «Жаклин» от Ирины Белопуховой

Подробный видео мастер-класс «Коктейльная шляпка «Petit créatif»»

Интервью у Ирины Белопуховой брала Анна Ушакова

 

VKFacebookTwitterPinterestOdnoklassnikiShare

Комментарии: